
14.10.2023
Экономическая ситуация в России намного хуже, чем свидетельствуют официальные данные, пишет Handeslblatt. Россия пытается всеми силами не допустить коллапса.
Правительство Путина официально объявило, что ВВП сократился чуть более чем на три процента и, следовательно, это лучший результат, чем ожидалось в начале войны. Но делают другую оценку.
Сергей Гуриев, главный экономист ЕБРР считает, что ВВП не имеет никакого отношения к реальной экономической оценке во время войны: хотя возрастает производство оружия, то есть создается множество товаров, но они не попадают на рынок, доступный для всех. «Потемкинскими индикаторами» эксперты называют официальные данные по ВВП, восстановлению рубля и низким уровням безработицы. Более важным для промышленности и нефтедобычи является снижение потребления воды на 7,5 процентов. О резком ухудшении ситуации говорят не менее 8 млн «теневых безработных» (10 процентов трудоспособного населения) – это отправленные в неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска сотрудники компаний, которые прекратили производство из-за нехватки материалов или других причин. Все больше и больше отраслей погружаются в глубокий кризис: в то время как военный сектор значительно расширяется, продажи автомобилей с января по ноябрь упали на 61 процент.
Еще хуже обстоят дела в важнейшей отрасли России, нефтегазовой. Эмбарго ЕС на российскую трубопроводную нефть и ограничение цен на нефть G7 привели к тому, что цена на российскую нефть сорта «Urals» упала до 37,80 доллара за баррель. Тем временем баррель североморской нефти Brent котируется почти в 84 доллара. Ценовой потолок запрещает владельцам танкерного флота, в основном европейским, транспортировать российскую нефть по цене выше 60 долларов.
Аналитики предсказывают, что санкции приведут к падению добычи нефти до 50 процентов в ближайшие несколько лет, и если цена на нефть останется ниже 40 долларов, у России остались финансовые резервы только на один год. В газовой отрасли ситуация еще более плачевная. Добыча упала на 19,6% в 2022 году, а экспорт в финансово сильные страны дальнего зарубежья — на 44,5%.
Министру финансов Антону Силуанову пришлось признать дефицит бюджета в размере 45,1 млрд евро. Кризису путинской России не видно конца, последует крах целых отраслей. Прежде всего, отрасли, зависящие от западного импорта высоких технологий, имеют мало перспектив, несмотря на широко разросшуюся сеть контрабанды.
Опрос Ассоциации менеджеров России показал, что только треть менеджеров ожидают восстановления экономики к 2025 году. 48 процентов не видят этого до 2027 года, каждый седьмой ожидает что Россия сможет достигнуть экономического уровня 2020 года только в 2035 году.

Для отправки комментария необходимо войти на сайт.