
После российского вторжения в Украину Европа поразительно быстро начала отключаться от российской нефти и природного газа. Но избавиться от многолетней зависимости от огромной российской атомной промышленности гораздо сложнее, пишет The New York Times.
Россия, через свою государственную компанию по атомной энергетике «Росатом», доминирует в глобальной цепи поставок ядерного топлива. В 2021 году она была третьим по величине поставщиком урана в Европу, на ее долю приходилось 20 процентов от общего объема. Именно поэтому санкции против «Росатома» практически не поддерживаются – несмотря на призывы Украины, Литвы и Польши.
Для пяти стран ЕС с реакторами российского производства зависимость от «Росатома» очень велика. В общей сложности 18 рекаторов были построены в Евросоюзе Россией. Еще два должны вскоре начать работу в Словакии, а два находятся в стадии строительства в Венгрии, что закрепляет партнерские отношения с «Росатомом» на долгие годы.
Несмотря на это, после вторжения России в Украину в феврале 2022 года некоторые европейские страны начали отказываться от услуг «Росатома». Чешская энергетическая компания подписала контракты с компанией Westinghouse Electric Company из Пенсильвании и французской компанией Framatome на поставку топливных сборок для своего завода в Темелине. Финляндия отменила проблемный проект с «Росатомом» по строительству ядерного реактора и наняла ту же компанию Westinghouse для разработки, лицензирования и поставки нового типа топлива для своей АЭС в Ловиисе после истечения срока действия текущих контрактов. Болгария подписала новое 10-летнее соглашение с Westinghouse на поставку топлива для своих существующих реакторов. А на прошлой неделе она продвинулась вперед в реализации планов американской компании по строительству новых ядерных реакторов. Польша собирается построить свою первую атомную электростанцию, на которой будут установлены три реактора Westinghouse.
Даже Словакия и Венгрия, ближайший союзник России в Европейском союзе, также обратились к альтернативным поставщикам.
В Украине усилия по преодолению российского ядерного доминирования начались в 2014 году, после незаконной аннексии Россией Крыма и начала войны в Донбассе. Украина, чьи 15 реакторов советской эпохи обеспечивают половину электроэнергии в стране, подписала соглашение с Westinghouse о расширении топливного контракта. Компания построит девять электростанций и создаст в стране инженерный центр.
Тем не менее, отказ всего мира от российской атомной промышленности будет нелегким делом: цепочка поставок ядерного топлива исключительно сложна. Создание новой будет дорогостоящим и займет годы.
«Росатом» оказался уникально успешным и как коммерческое предприятие, и как инструмент российского политического влияния. Во многом это объясняется тем, что «Росатом» стал «универсальным ядерным магазином», который может предоставить странам полный пакет услуг: материалы, обучение, поддержку, техническое обслуживание, утилизацию ядерных отходов, вывод из эксплуатации и, что, возможно, наиболее важно, финансирование на выгодных условиях. А поскольку срок службы ядерных реакторов составляет от 20 до 40 лет, сделки по строительству ядерных реакторов предполагают долгосрочные отношения.
Россия крепче всего держится за рынок ядерного топлива. Она контролирует 38 процентов мирового объема переработки урана и 46 процентов мощностей по обогащению урана – важнейшие этапы производства пригодного для использования топлива. Стоимость поставок ядерного топлива выросла за последний год, в результате чего в казну России поступило более 1 миллиарда долларов от экспорта.
Американская атомная энергетика получает до 20 процентов обогащенного урана из России, что является максимальным показателем, разрешенным недавним договором о нераспространении, по данным Международной энергетической ассоциации. Франция импортирует 15 процентов. Framatome, которая принадлежит государственному оператору атомной энергетики Électricité de France, или EDF, подписала соглашение о сотрудничестве с «Росатомом» в декабре 2021 года, за два месяца до вторжения России, и оно до сих пор действует.
Даже если в Европе будут заключены новые соглашения о поставках топлива из нероссийских источников, поставки не начнутся по крайней мере в течение года, а в некоторых случаях – нескольких лет.
И хотя война подрывает позиции «Росатома» в Европе и вредит его репутации надежного поставщика, его глобальное положение остается влиятельным.

Для отправки комментария необходимо войти на сайт.