ЕС спорит из-за российского урана

Газ, нефть и уголь больше не разрешено ввозить из России. Но для урана сделано исключение: считается, без российского урана некоторые АЭС в ЕС не смогли бы продолжать работу, сообщает Tagesschau.

Список санкций против России длинный: от угля и нефти до икры. Частные активы олигархов были заморожены, как и валютные активы Российского государственного банка, которые оценивались в несколько сотен миллиардов евро. Европейцы собрали десять пакетов санкций, которые должны нанести ущерб экономике России.

Поражает то, что еще не попало ни в один санкционный список: уран. Российская атомная промышленность все еще может вести дела с европейцами, заключая выгодные сделки, которые приносят ценную иностранную валюту в военную казну Кремля.

Министр экономики Роберт Хабек хочет это изменить. «Украинцы хотят, чтобы уран из России попал под санкции», — заявил Хабек в начале апреля после своего визита в Киев. Но Хабек не считает возможным немедленное введение запрета на импорт, «мы не смогли бы сделать это немедленно, как с нефтью и углем». Но можно сделать переходный период, уменьшить объем экспорта за полгода, «а потом — через девять месяцев – прекратить окончательно».

Тем временем правительство Германии официально высказалось за то, чтобы комиссия ЕС в Брюсселе включила сделки с российской атомной отраслью в одиннадцатый, пакет санкций. Затем это предложение должны обсудить послы 27 стран-членов. Понятно, что это не будет простым делом. Пять стран из 27 эксплуатируют атомные электростанции с реакторами российского типа: Венгрия и Болгария, Чехия и Словакия, а также Финляндия — сегодня все они полагаются на сотрудничество с «Росатомом».

Уран представляет не такую большую проблему. В 2021 году ЕС получил 20 процентов природного урана из России, а также еще 24 процента из стран, находящихся под влиянием России, Казахстана и Узбекистана. Но никакой зависимости со стороны европейцев Шнайдер не видит, он указывает на такие страны, как Канада, Австралия или ЮАР, которые тоже могли бы поставлять уран, хотя и по более высокой цене.

Другое дело — реальная зависимость от России в топливных элементах. В пяти восточноевропейских странах с атомными электростанциями советского дизайна насчитывается 15 атомных электростанций, для которых «Россия является единственным производителем топлива. А это означает «несомненно значительную зависимость от России».

У Франции тоже есть причины выступать против антироссийских санкций. В декабре 2021 года Framatome, дочерняя компания французской EDF, крупнейшего оператора атомных электростанций в мире, подписала долгосрочное стратегическое соглашение с российской государственной компанией «Росатом». Чуть позже, в начале 2022 года, президент Макрон предложил «Росатому» 20-процентную долю в компании, производящей специальные турбины для АЭС во Франции. Если подобные деловые контакты будут занесены в санкционный список, Франция потеряет единственный рынок сбыта своих турбин. И пока нет никаких признаков того, что Франция намерена отказаться от ядерных сделок с Россией.