Исследование: влияние европейских санкций на российский импорт

ЕС ввел обширные санкции против России после вторжения в Украину в феврале 2022 года. В статье анализируется влияние торговых запретов на российский импорт с использованием уникального набора данных о торговых ограничениях ЕС, данных российской таможни и зеркальной торговой статистики. Авторы исследования установили, что потоки товаров с ограниченным доступом из стран, которых касаются экспортные запреты, близки к нулю, а увеличение импорта из стран, которых экспортные запреты не касаются, заместило не более одной четверти отсутствующих поставок.

После российского вторжения в Украину в феврале 2022 года ЕС и несколько стран (среди прочих, США, Япония, Великобритания, Канада и Австралия) ввели обширные санкции против России. В целом санкции ограничили экспортные поступления России и подорвали потенциал долгосрочного роста России по различным каналам, включая ограничение доступа к финансовым ресурсам, капиталу и технологиям.

Учитывая зависимость России от зарубежных поставок критически важных компонентов и конечных товаров, ее способность получать эти продукты после санкций имеет решающее значение для экономических перспектив России. Предыдущие анализы показали, что совокупный российский импорт сократился после вторжения, но более глубокое изучение эволюции торговых потоков на географическом и товарном уровне может дать более полное представление об эффективности санкций.

Авторы исследования приводят новые данные о влиянии торговых запретов на российский импорт, используя уникальный набор данных об экспортных ограничениях, введенных ЕС — безусловно, крупнейшим торговым партнером России в довоенные времена — в течение 2022 года. Комбинируя данные по торговым ограничениям как с таможенными данными по российскому импорту, так и по экспорту других стран в Россию («зеркальная статистика»), исследователи получают более надежные и подробные результаты благодаря детальной информации (например, страны производства и отправления продуктов).

Как повлияли торговые ограничения ЕС на российский импорт?

ЕС ввел экспортные запреты на продажу товаров в Россию, что коснулось примерно одной трети их общей стоимости. Ограничения на транспортное оборудование составляют более 45% от общей стоимости запрещенных товаров, за ними следуют химикаты (19%), электроника (12%) и машины (11%). Доля продуктов, подпадающих под санкции, внутри отрасли значительно различается, при этом промежуточные продукты затрагиваются больше, чем конечные товары (40% против 23% соответственно).

Экспорт из ЕС в Россию запрещенных товаров неуклонно снижался до нуля. В то же время в последнем квартале 2022 г. увеличился экспорт несанкционированных товаров. Экспорт из стран, не подпадающих под санкции, в Россию рос с апреля-мая 2022 года, согласно российской таможенной статистике и статистике зеркальной торговли как подсанкционной, так и неподсанкционной продукции. В последнем квартале 2022 года, когда экспорт товаров из ЕС, подпадающих под санкции, был близок к остановке, экспорт из стран, не подпадающих под санкции, немного превысил довоенные показатели.

Удалось ли России заменить импорт ЕС и других стран, на которые распространяются санкции?

После того, как экспортные запреты ЕС полностью вступили в силу, общий объем российского импорта существенно сократился, поскольку товары из ЕС не были полностью заменены. В целом, увеличение импорта из стран, не подпадающих под санкции, заместило от 10% до 25% отсутствующих поставок товаров, подпадающих под действие ограничений ЕС, из стран, подпадающих под санкции, в четвертом квартале 2022 года, в зависимости от источника данных, что привело к нехватке товаров на сумму от 7,7 млрд долларов. и 8,8 млрд долларов всего за один квартал. Потоки из стран, не подпадающих под санкции, увеличились лишь незначительно, в то время как потоки из ЕС и других стран, подпадающих под санкции, сократились.

Степень импортозамещения ограниченной средне- и высокотехнологичной продукции даже ниже средней. Совокупность данных скрывает существенную неоднородность степени замещения на уровне продукта. Можно было бы ожидать, что Россия сосредоточит свои усилия на замещении высокотехнологичной продукции, а не менее стратегической, особенно с учетом растущих военных потребностей. Однако заменить продукцию среднего и высокотехнологичного производства сложнее, поскольку страны, подпадающие под действие санкций до войны, поставляли более половины российского импорта. С тех пор, как вступили в силу торговые запреты, степень импортозамещения этих продуктов была очень ограниченной, а масштабы санкций в отношении них очень высоки. Импорт из стран, не подпадающих под санкции, практически не изменился, в то время как импорт из ЕС и других стран, подпадающих под санкции, сократился более чем на 80%, что привело к дефициту в размере 7 миллиардов долларов всего за один квартал.

Полупроводники могут быть соответствующим исключением, поскольку доказательства существенно различаются в зависимости от источника данных. Полупроводники и электронные интегральные схемы составляют всего 1% от общей стоимости российского импорта, но имеют решающее значение для некоторых отраслей, в том числе для военного применения. Экспорт из ЕС и других стран, в отношении которых введены санкции, обнулился с тех пор, как запреты вступили в силу, но экспорт из стран, не подпадающих под санкции, увеличился. Однако степень импортозамещения полупроводников различается по двум источникам данных. В статистике зеркальной торговли он довольно скромный, и в целом разрыв в российском импорте полупроводников составляет почти 300 млн долларов. Вместо этого данные российской таможни указывают на резкий всплеск экспорта из стран, не подпадающих под санкции, почти полностью обусловленный ростом экспорта из Китая, чего нет в зеркальной статистике. Последний источник данных дает более полное представление об этом явлении, поскольку в нем сообщается как о торговом партнере, так и о стране происхождения товаров. Получается, что большая часть прироста российского импорта из Китая имеет незарегистрированное происхождение. Доля полупроводников неизвестного происхождения в конце 2022 г. была ничтожно мала, а после войны стала существенной, составляя почти половину российского импорта полупроводников (рис. 8). Это говорит о том, что данные товары могли быть произведены в других странах, в том числе подпадающих под санкции.

Были ли продукты ЕС перенаправлены другими странами в Россию?

Даже если бы общая степень импортозамещения была ограниченной (от 10% до 25%), некоторые товары из ЕС, на которые распространяются экспортные ограничения, могли бы быть перенаправлены в Россию. Возможный маршрут, по которому шел этот экспорт, можно проследить, заметив, что как импорт из ЕС, так и экспорт в Россию заметно выросли для некоторых стран (например, Турции, Казахстана и Армении). Кроме того, другие приграничные страны и Сербия становятся потенциальными маршрутами в Россию.

Авторы предоставляют предварительную количественную оценку транзита товаров из ЕС в Россию через эти страны, не подпадающие под санкции. В целом, потенциальное перенаправление товаров, ограниченных ЕС, составляет 760 миллионов долларов США, 75% из которых проходят через Турцию и Казахстан. Учитывая, что общее падение ограниченного ЕС экспорта в Россию в четвертом квартале 2022 года составило около 7,5 млрд долларов, только 10% этого недостающего экспорта могли быть перенаправлены через третьи страны в Россию.

Доказательством перенаправления является резко возросший российский импорт мобильных телефонов из Армении, Казахстана, Сербии и Турции, и в то же время значительно увеличился экспорт ЕС в эти страны. Аналогичная картина наблюдается и в отношении российского импорта компьютеров из Казахстана и Турции и автомобилей из Армении и Турции.

Заключительные замечания
Используя уникальный набор данных о торговых ограничениях ЕС в отношении России, авторы предоставили новые данные о влиянии торговых запретов на российский импорт. Авторы исследования считают, что последствия санкций для экспорта в Россию значительны. Потоки из стран, в отношении которых введены санкции, по-прежнему намного ниже довоенной тенденции и близки к нулю для товаров с ограниченным доступом. Даже если российский импорт из стран, не подпадающих под санкции, увеличился, он не заменил отсутствующие поставки из стран, подпадающих под санкции, в большинстве секторов.

Читать статью полностью