Там, где есть зависимость от России, ее нужно уменьшать хотя бы из соображений безопасности

Санкционная коалиция стран Запада подвела итоги деятельности за полтора года войны России в Украине, поделившись перспективами усиления экономического давления на Кремль.

В настоящий момент международная «Санкционная коалиция» включает в себя различные группы политиков и экспертов из стран G7 и ЕС, работающих над введением новых санкций против России, и надзирающих за соблюдением уже введенных.

Важную роль в сборе и обработке информации для этой коалиции играет «Международная рабочая группа по вопросам санкций против России», известная также по фамилиям ее сопредседателей как «Группа Ермака-Макфола», созданная в 2022 году на втором месяце полномасштабной агрессии России по инициативе президента Украины — Владимира Зеленского. Глава Офиса президента Украины — Андрей Ермак и американский политолог, бывший посол США в России, Майкл Макфол стоят во главе этого органа.

Главная задача группы: «постоянно пополнять перечень возможных экономических и политических мер по усилению санкций США, Европы и других стран мира против России и Беларуси».

Цель — добиться того, чтобы под влиянием санкций Россия была вынуждена прекратить полномасштабную войну в Украине.

Более 100 экспертов из разных стран разарабатывают рекомендации по санкционному давлению на Кремль, среди которых: Чарльз Каломирис и Татьяна Бабина из Школы бизнеса Колумбийского университета, Лукаш Рейчел из Принстонского университета, Бенджамин Молл из Лондонской школы экономики, Мария Шагина из Финского института международных отношений и другие.

Санкции оказали большое влияние на российскую экономику, и они будут действовать еще долгие годы и станут частью глобального международного порядка, — считают эксперты и перечисляют задачи мирового сообщества: лишить Россию денег на финансирование войны, доступа к западным технологиям и покончить с ее энергетическим давлением на другие страны.

Эксперты подчеркивают, что экономическое давление способствовало значительному падению валютной выручки РФ: в начале войны Россия получала около 76 миллиардов долларов ежеквартально. На сегодняшний день — эта цифра составляет восемь, и Кремль столкнулся с дефицитом бюджета. Эта ситуация значительно сокращает финансирование закупки всех видов компонентов для пополнения вооружений и поддержания функционирования ВПК.

Приоритетами для усиления санкций эксперты считает контроль и ограничения возможностей России закупать продукцию двойного назначения, компонентов через “серый экспорт” и третьи страны, снижение ценового потолка на российскую нефть и продолжение усилий по конфискации российских активов. Последнее — необходимо и для успешного восстановления Украины, а также для того, чтобы послать сильный сигнал будущим потенциальным агрессорам.

Эксперты заявляют о необходимости бороться с всяческими формами обхода санкций», например, такими, как попытки России повысить стоимость нефти выше потолка в 60 долларов путем использования собственных компаний по ее доставке, зарегистрированных в стране-импортере — схеме, применяемой Россией в торговле с Индией.

Эксперты вспомнили недавнюю историю о запрете въезда в страны Европы автомобилей с российскими номерами. Это пример экономической, туристической и политической изоляции России. У Путина по-прежнему многочисленная поддержка. Люди радуются “военным успехам” России. Люди смотрят пропаганду, которая говорит, что Украины “больше — нет”. Ограничение туризма — это то, что сразу понятно и видно россиянам.

Важный посыл от экспертов: разговоры о том, что в некоторых областях Россия незаменимый торговый партнер — миф. Там, где есть зависимость от России, ее тоже надо уменьшать хотя бы из соображений безопасности.

Для разъяснения руководителям всех стран ЕС стратегии и тонкостей санкционной политики был назначен Дэвид О’Салливан — спецпредставитель ЕС по санкциям.

Будучи в ранге посла, он посещает всех, и помогает тем странам и их руководству, которые особенно хотели бы избежать того, чтобы стать хабом для для обхода россиянами международных санкций. Так подчеркивается реальность, что санкции останутся на долго, что они устойчивы, чтобы там не пыталась рассказать российская пропаганда про “опасность санкций не для России, а для мировой экономической системы”.