В 2024 году из российского бюджета выделят рекордную сумму на войну

Россия в 2024 году планирует потратить на армию рекордные 11 триллионов рублей (112 миллиардов долларов США). Это почти вдвое больше, чем в 2023 году. Об этом со ссылкой на материалы к проекту российского бюджета на следующий год пишет Bloomberg. Кроме того, расходы в 11,1 триллиона рублей содержатся в засекреченной части бюджета. Таким образом, как отмечает Bloomberg, Кремль пытается избежать пристального внимания к последствиям войны.

Увеличивая расходы на армию и силовиков, российские чиновники в 2024 году планируют снизить расходы по другим статьям. В частности, расходы на образование и здравоохранение предполагается заморозить: они составят по полтора трлн рублей по каждой из статей, то есть почти в семь раз меньше, чем траты на армию.

Откуда в России будут брать деньги на финансирование войны, рассказал доктор экономических наук, сооснователь Высшей школы экономики Игорь Липсиц.

В России происходит корректировка бюджета каждый год: запланированы огромные военные расходы не только на 2024-й, но и на 2025 год. Получается, что планы заложены на длительное военное столкновение. Получается, что и 2022-й, 2023-й, 2024-й, 2025-й – четыре года государство собирается воевать на территории Украины. Уже почти как продолжительность Великой Отечественной войны. 

Бюджет, который был утвержден год назад в ноябре на 2024 год уже сильно скорректирован. Это означает, что развитие событий в военных действиях совсем не такое, как ожидалось, приходится значительно больше выделять денег. И это говорит о том, что все военные расчеты, которые делает государство, не очень хороши, не очень точны. Минфин сидит на взбесившемся быке военных расходов, и куда он занесет, какие потребуются деньги – неясно. Вопрос только в том, где добыть эти деньги.

Пока видны две идеи. Во-первых, Кремль заберет еще деньги из Фонда национального благосостояния. Там останется всего 3,7 триллиона. То есть за год Фонд национального благосостояния уполовинится – он был семь триллионов в этом году.

Кроме того, заявлены очень большие планы по одалживанию – порядка четырех триллионов рублей они собираются одолжить, продавая облигации федерального займа. Это будет означать заметный рост государственный долг России, за который платить придется россиянам всю свою жизнь, и вырастут расходы на обслуживание этого государственного долга. По нему же надо возвращать суммы, одолженные раньше, платить проценты. Это уже тоже становится заметной статьей расходов – порядка 10%. До дефолта Россия еще не дошла, как в 1998 году, но одалживает и тут же начинает отдавать деньги, которые одолжила в прошлом. Вот такая круговая конструкция возникает.

Но сумеет ли Минфин взять четыре триллиона в долг на внутреннем рынке – не очевидно. Российские банки сейчас неохотно берут деньги и отдают их Минфину. Деньги они берут в долг от Центробанка, а потом на эти одолженные у Центробанка деньги покупают облигации Минфина. Вот уже было несколько таких историй, когда объявлялся аукцион по продаже облигаций и он объявлялся несостоявшимся. Спроса не было, или банки хотели такую доходность по облигациям, которую Минфин не был готов давать.

Возможен следующий шаг: если не удастся взять деньги у банков, то, возможно, придут за деньгами граждан.

В проекте бюджета России на следующий год 1,5 триллиона на образование, 1,6 триллиона на здравоохранение и военный бюджет, который в семь раз больше каждого из вышеперечисленных. Что может произойти в стране с таким бюджетами? Что происходит с экономикой?

А дальше все будет, как в СССР, где все деньги шли на оборону, на науку, которая разрабатывала военные системы. Но в итоге чем это кончилось? Гражданская экономика сжималась, магазины пустели, людям было нечего купить, потому что гражданская промышленность неразвита и мало что предлагала. Продукты приходилось покупать на рынках. За более-менее качественными потребительскими товарами приходилось стоять в очередях или добывать их по блату. Примерно туда идет сейчас Россия.

Надежда на импорт тоже сомнительна. Это тоже негарантированный источник, потому что для того, чтобы был импорт, нужна валюта. Валюты приходит мало, валюта дорожает. Если валюта дорожает, то импортный товар становится безумно дорогой, его покупать не хотят. Значит, валюту на покупку импорта следующих партий брать уже нельзя. В российской экономике куда ни ткнешь, всюду рвется. Это называется «разбалансировка экономики».