
По мнению эксперта доктора экономических наук Игоря Липсица, цифры, которые дает Кремль, слишком сильно разнятся, чтобы им доверять. Если сравнить прогнозы Минэкономразвития и Центробанка, видно, что они не совпадают, потому что Центробанк смотрит на российскую экономику более скептическим взором. На 2024 год они прогнозируют рост на уровне от 0,5% до 1,5% — это, строго говоря, стагнация, а не экономический рост.
При этом поражает воображение бюджет на будущий год, он действительно всех ошеломил, потому что там предполагается 22-кратный рост доходной части бюджета – это совершенно невероятно. Потому что совершенно непонятно, откуда такие деньги берутся. Такой рост дохода бюджета возможен только в одном-единственном случае – в случае сильной девальвации рубля. Соответственно, глядя на этот бюджет, нужно понимать, что правительство махнуло на все рукой. И до президенстких выборов президента они будут скорее всего пытаться удерживать падение рубля. Удастся ли, это, трудно сказать.
После выборов рубль отпустят в свободное плавание как рыночную величину, тогда бюджет, возможно, и сойдется. Потому что если курс опустится до 120-130 рублей за доллар, то, возможно, бюджет такой удастся свести. Будут такие огромные формальные доходы, но, правда, вырастут и расходы бюджета, о чем тоже нельзя забывать.
Так что картина совсем не такая благостная, как рисует премьер и рисует президент. Кремль рисует ту картинку, которая им нужна, чтобы победить на выборах, а российские экономисты видят реальную картину. И она очень пугает и тревожит, потому что мы видим, что тот рост экономики, который описывает президент – это рост за счет очень небольшого числа отраслей. Это в основном отрасли военно-промышленного комплекса, это частично строительство, которое связано с военным комплексом и все прочее, что связано с бюджетными вливаниями. Потому что бюджет вливает деньги в бедные семьи за счет выплат по погибшим и инвалидам, эти деньги поступают на рынок, за счет этого создается прирост спроса и вроде как можно наращивать экономику.
Но откуда деньги на такое экономическое чудо?
Причины появления позитивной статистики – это накачка госзаказами заводов военно-промышленного комплекса. Россияне сильно испугались инфляции и истерически побежали брать ипотеку, опасаясь, что дальше будет вообще недоступно, невозможно и неподъемно. Поэтому произошел некий скачок в строительстве, пока дотируемый государством.
Минфин работает с расползающейся материей финансовой экономики. Ряд крупных госкорпораций обратился к Минфину с просьбой начать их субсидирование, потому что они в убытке. Центробанк поднял ставку, а у них кредиты с плавающей ставкой, им теперь дорого обслуживать кредиты, они в убытках, они на краю банкротства. Теперь Минфину нужно срочно давать им дополнительные деньги. Два процентных пункта ставки Центробанка – это рост расходов бюджета на 400 миллиардов рублей, которые, естественно, в проект бюджета не заложены.
Эксперты отмечают возможность технологического отставания. Очень многие компании, например, в горнодобывающей сфере вынуждены приобретать менее эффективные экскаваторы, горную технику, другое оборудование, часть оборудования , которое поставляли передовые западные фирмы просто невозможно заменить китайским. Эффект от этого скажется в будущем, но никто не просчитывает сейчас, как это скажется на рентабельности и производительности компаний.
Технический регресс в России давно, но его удавалось как-то компенсировать за счет сотрудничества с Западом. Многие российские компании за последние 20 лет приобрели оборудование, поменяли технологии, провели обучение своего персонала. Много, чего было сделано полезного. Это не изменило траекторию развития экономики, но в судьбе отдельных компаний это было неким положительным решением. Все успехи российской нефтяной отрасли в немалой степени связаны с огромным импортом оборудования и сотрудничеством с зарубежными нефтеинжениринговыми компаниями, которые помогали российским нефтяным компаниям работать более прибыльно. Сейчас эти все компании ушли и заменить их в России некем. С оборудованием будут очень большие проблемы. В добывающей промышленности 85% всего оборудования, всех станков и всех машин — импортные, из США, Канады, Европы и Японии. Как это заменить, и как это все поддерживать, как это эксплуатировать, никто теперь не знает. Технологическая деградация будет расти, это будет вести к росту издержек, рост издержек будет требовать роста цен, ускорения инфляции.
Но при этом существенного роста производства все равно не будет, потому что для этого нужны инвестиции, а инвестиций нет. Чтобы экономика в России росла, в нее деньги надо вкладывать. Откуда деньги? Государство тратит на военные цели, а гражданские инвесторы стараются деньги из России максимально лихо, быстро и ловко вывести. Иностранные инвесторы из России ушли, на них рассчитывать нельзя. Поэтому инвестиционный процесс находится в затухании, он будет связан только с инвестициями в военные заводы, вся остальная часть экономики будет разрушаться. Будет наблюдать сжатие экономики в гражданском секторе, рост дефицита отечественных товаров, потому что их будет производиться меньше.
Рабочих рук тоже станет меньше. Россия – страна, переживающая процесс депопуляции, причем очень большой. По всем прогнозам за оставшиеся десятилетия до конца XXI века численность населения России уменьшится в два раза. С рабочими руками будет очень плохо, с интеллектуалами будет плохо, масштабы производства будут падать, издержки расти. Росстат нам уже выдал довольно страшную цифру убыли населения до 2045 года, и это довольно пугающие цифры.
Самый главный враг России – это Россия сама. Есть вещи, куда более страшные для будущего России, чем включат алмазы в 12-й пакет санкций или не включат, — это то, что происходит с российским бизнесом, и то, что с этим российским бизнесом делает правительство. Похоже, Россия вступила в полосу такой же ликвидации частного бизнеса, как была в конце НЭПа. ЦБ уже проговорился, что валютные комиссары, контролирующие операции с валютой, пришли во все российские компании-экспортеры – это по сути дела частичная ликвидация частной собственности, если называть своими именами. Когда сотрудник силового ведомства Росфинмониторинга, начинает контролировать, как бизнесмен покупает валюту, как он ее продает, по сути он начинает контролировать финансовые операции, и владелец кампании перестает быть полноправным частным собственником. Наряду с этим распространяется практика командного управления, растет сфера регулирования цен. Начался процесс ликвидации тех механизмов рыночной экономики, которые Россию спасли в 2022 году и поддерживают до сих пор.
Бездарное, глупое государственное управление в России уничтожает элементы рыночной экономики России, уничтожает частный бизнес, и это будет иметь страшные последствия. И санкции сегодня не работают, потому что на самом деле за президента и правительство работает весь российский бизнес: весь интеллект российского бизнеса сейчас направлен на то, чтобы как-то привезти товары, как-то вывезти товары, как-то выгнать деньги, как-то загнать деньги, любым путем обойти санкции.
Когда российский бизнес совсем ослабеет, вот тогда санкции легко добьют расползающуюся экономику.
Полностью материал читать здесь

Для отправки комментария необходимо войти на сайт.